Одно из мест, которые желают увидеть наши туристы, оказавшись в Чернобыльской зоне отчуждения, — это могильник техники. Техники, которая принимала участие в ликвидации аварии на ЧАЭС. Мало кто знает, что подобных «кладбищ» техники на территории зоны осталось не так уж и много. Зачастую, когда люди задают вопрос: «а увидим ли мы технику?» имеется ввиду тот самый огромный отстойник зараженного транспорта близ села Рассоха. К огромному сожалению вынуждены вас огорчить. Отстойник зараженной техники «Рассоха» не существует с 2012 года. Именно в этот период времени он был ликвидирован. Из того, что там можно увидеть по сей день – это полураспиленные кузова грузовиков и БТРов. В Чернобыльской зоне так же существует еще один отстойник, который находится на территории пункта захоронения радиоактивных отходов «Буряковка», но доступ туда для туристов запрещен из соображений безопасности.
Но все же в рамках туристического маршрута есть возможность увидеть несколько уникальных образцов техники, принимавшей участие в ликвидации Чернобыльской катастрофы. Относительно недавно, в городе Припяти на территории бывшего автотранспортного хозяйства АТХ-2 была оборудована специальная выставочная площадка. До того как здесь был образован самый настоящий музей под открытым небом, площадка АТХ-2 использовалась как зона ремонта и дезактивации внутреннего транспорта, перевозящего радиоактивные отходы. После снятия с баланса данного предприятия, территория АТХ пустовала примерно год пока на неё не начали свозить образцы различной техники.
По состоянию на сегодня в городе Припяти создан практически целый музей под открытым небом в котором представлены несколько редких экземпляров. Про них сегодня и расскажет наша радиоактивная команда.
Во время тура часто всплывает истории, связанные с таким военным монстром, как ИМР. Инженерная машина разграждения он же он же специальный инженерный танк он же Объект 616. Такая спецтехника разрабатывалась в годы Холодной войны и предназначалась для прокладки дорог через городские завалы, которые могли образоваться после применения ядерного оружия или же массовых авиабомбардировок. Именно при помощи ИМРов проводилась самая «грязная» работа в районе четвертого разрушенного реактора. Также при помощи подобных инженерных танков проводились захоронения деревень и «рыжего леса» в зоне отчуждения.
Не менее редким экземпляром на территории данного музея можно считать огромный карьерный самосвал БелАЗ 7548. При том, что именно здесь можно увидеть две его модификации: карьерный самосвал и машину пылевого подавления УМП – 1. Данны1 спецтранспорт занимался работами по дезактивации города Припять в период с 1986 года и аж до средины 90-х. Основной задачей БелАЗов была работа по проведению пылеподавления улиц города при помощи специальных смесей связующих радиоактивную пыль.
Из необычного, что можно увидеть на данной экспозиции – это САУ (самоходная артиллерийская установка) ИСУ-152, которая также принимала участие на ЛПА в Чернобыльской зоне. Бытует мнение, что при помощи крупнокалиберного орудия диаметром 152мм хотели вести расстрел стен реактора для прокладки через них систем подачи жидкого азота под фундаментную плиту реактора. Но на самом деле основной задачей тяжелых танков являлся снос крупных бетонных зданий. В Чернобыле в составе сил инженерного отдела 90-й оперативной группы в основном работали инженерные машины ИМР и ИМР-2. Вскоре прибыли и специально переоборудованные ИМР‑2Д. Они были дороже, чем ИСУ, но мощнее, современнее, имели в своем арсенале манипулятор на корпусе и систему защиты от оружия массового поражения. Дополнительное экранирование свинцом позволило им действовать даже в зонах высокого радиационного заражения у руин четвёртого энергоблока. Вот только наличие манипулятора исключало их использование для сноса тараном высоких зданий, при котором сверху будет падать бетон и ломать ценное оборудование. Именно по этой причине и были использованы старички времен Второй Мировой Войны в лице САУшек.
Помимо вышеупомянутой техники на площадке АТХ представлены специальные КрАЗы, при помощи которых до сих пор производится перевозка радиоактивных отходов по территории Чернобыльской зоны отчуждения и многие другие экземпляры.
На сегодняшний день данная выставка находится в свободном доступе на территории города Припять и посетить её может каждый желающий.