В предыдущей статье наша радиоактивная команда рассказала вам про такой уникальный объект как Саркофаг или как его называют иначе – объект «Укрытие». Сегодня же мы продолжим историю, про безопасность которую обеспечивает над разрушенным четвертым энергоблоком ЧАЭС уникальный в своем роде объект. В данной статье речь пойдет про «Новый Безопасный Конфайнмент» он же НБК он же Арка.
Начиная с 1998 года Чернобыльская атомная электростанция начала разрабатывать план по преобразованию уже нестабильного объекта «Укрытие» в экологически чистую зону. Основной задачей этого комплекса мер было обеспечить защиту в виде полной изоляции Саркофага от климатических факторов таких как выпадения осадков разного рода. Необходимо было также создать дополнительную защиту от радиоактивной пыли, которая могла попадать в атмосферу и самое главное создать все условия для дальнейшего изъятия радиоактивных материалов из объекта «укрытия». В свою очередь для этого необходимо разобрать абсолютно все нестабильные и аварийные конструкции Саркофага. Именно по этой причине в дальнейшем понадобилось возвести новый изоляционный объект как Арка.
Именно форму арки в начале 2001 года выбрала комиссия из независимых экспертов. Основная причина по которой был сделан выбор именно в пользу арки связан с тем, что форма такого объекта имеет две точки соприкосновения с землей впоследствии чего его можно будет легче переместить с точки А в точку Б. У многих конечно возникнет вопрос. Почему нельзя было строить второе защитное сооружение прямо над первым? Ответ кроется в двух причинах. Во-первых, это нестабильность конструкций объекта «Укрытия». В случае если бы строительство велось непосредственно над старым Саркофагом и какой ни будь элемент строительных конструкций рухнул бы на старое «Укрытие» это могло бы привести к быстрому разрушению старых конструкций в силу чего был вероятен сильный пылевой подъем. И это была бы не простая пыль, а та самая радиоактивная, которую годами скрывал под собой Саркофаг. Ну и, во-вторых, это радиационный фактор. Строительство Нового Безопасного Конфайнмента велось на расстоянии порядка 350 метров от Саркофага. В свою очередь такая дистанция давала возможность снизить дозовые нагрузки для строительного персонала Арки.
Для того чтобы финансировать такое масштабное строительство в свое время был создан так называемый Чернобыльский Фонд Укрытие. Все средства, которые выделяли для строительства Конфайнмента более трех десятков стран инвесторов-доноров проходили через Европейский Банк Реконструкции и Развития распорядителем которых он и являлся. Общая стоимость по строительству Арки превысила 2,15 миллиарда евро.
Основной несущей конструкцией Арки является металлический каркас или проще говоря скелет. Под потолком Арки расположена сложная с точки зрения инженерной мысли система тележек, на которые установлены краны со сменным оборудованием. В дальнейшем такое оборудование будет проводить демонтаж нестабильных конструкций Саркофага дистанционно. Сама же оболочка Конфайнмента состоит из двух обшивок – внутренней и наружной, расстояние между которыми достигает более чем 10 метров. Таким образом две оболочки создают дополнительную изоляцию внутреннего пространства Арки от окружающей среды. Фундамент для такого огромного монстра был выполнен в виде глубокого заложения, ибо вес всех конструкций Нового Безлопастного Конфайнмента в конечном итоге достигал практически 36 тысяч тонн металла. Для того чтобы переместить объект Арки в его проектное положение было задействовано сложное инженерное оборудование в виде специальной системы домкратов. Данная система применялась впервые в таких масштабах. Перемещением объекта Арки занималась известная голландская инженерная компания Mammoet. Эта компания известна тем, что в свое время при помощи их оборудования со дна Баренцева моря была поднята атомная подводная лодка «Курск».
На сегодня объект Нового Безопасного Конфайнмента является самым огромным в мире объектом в виде арки и самым тяжелым, который когда-либо перемещали с места на места. В строительстве Арки принимало участие более 3 тысяч строителей как иностранных от французского консорциума «NOVARKA», так и украинских. Интересный факт: срок эксплуатации НБК рассчитан до 100 лет.