Приветствуем тебя, наш дорогой читатель! В нашей сегодняшней статье мы расскажем тебе про одно из самых уникальных транспортных средств эпохи Холодной войны, которое нашло свое применение в Чернобыле. Именно при помощи таких аппаратов проводили массовые работы по ликвидации чернобыльской катастрофы. В данной статье речь пойдет про советского терминатора – инженерную машину разграждения (ИМР).
Авторазливочные станции, машины химической разведки, бронетранспортеры и даже самоходные артиллерийские установки нашли свое применение в мирное время 1986 года. Вся эта техника занималась масштабными работами по очистке территорий зоны, дозиметрической разведкой местности и перевозкой людей в условия повышенной радиации. Но в то время и в том месте оказался еще один образец военной техники, который нашел себя в таких опасных условиях. Инженерная машина на базе военного танка Т-55. С момента разработки аппарат имел название «аварийно-спасательная машина», а по инженерному индексу «объект – 616». От Т-55 осталось лишь шасси. Все навесное оборудование и вооружение было удалено, но вместо этого танк получил иные, уже инженерные приспособления от чего внешний облик машины стал еще более устрашающим, а вес достиг практически 40 тонн.
ИМР обладает полностью герметичным корпусом, который снижает уровень радиационной опасности для экипажа до десяти раз. В свою очередь дает ей возможность проводить работы на территориях, которые пострадали от ядерного удара. Также герметизация корпуса машины позволяет ей погружаться в воду на глубину до 5 метров. Внутри танк оснащен стационарным дозиметром с высокой шкалой измерения уровней излучения; для очистки воздуха внутри салона установлены специальные фильтрационные установки и химическая лаборатория. Именно такая техника, как ИМРы занималась работами по очистке территорий вокруг разрушенного реактора, проводила захоронения загрязненных сел и работала на могильниках.
Изначально основной задачей инженерного танка в годы Холодной войны была прокладка путей в зонах сплошных городских завалов, которые образовывались в результате ядерного удара. Из основных инженерных приспособлений ИМР имел два главных агрегата. Во-первых, это огромный бульдозерный отвал. С его помощью танк может проводить расчистку пути перед собой, засыпать траншеи или разного рода рвы. Отвал может трансформироваться в три положения. В раскрытом виде ширина ковша достигает около 4 метров. Вторым агрегатом, которым может похвастаться данный исполин – это телескопический манипулятор с захватом в виде клешни. При помощи захвата, инженерный первопроходец имеет возможность убирать обломки разных строительных конструкций, деревья, автомобили и в целом все, что встретится на его пути. Грузоподъёмность телескопической стрелы составляет до 2 тонн, при условии, что сама стрела может вытягиваться как антенна радиоприемника примерно на 8 метров.
После того как первые партии инженерных машин разграждения сошли с конвейера, военные встретили их достаточно прохладно и относились к ним очень скептически. В производстве такая техника была очень дорогая, обслуживание и детали также стоил не малых средств. Для большего понимания, по грунтовой дороге расход топлива такого монстра составлял от 280 до 450 литров на 100 километров, а по шоссе примерно 240 литров на сотню. Больше всего военные полюбили телескопическую стрелу с захватом. Она оказалась незаменима для выполнения грузоподъемных работ, когда требовалась высокая точность (например, опускание обсадных труб в скважину, установка бетонных плит ограждения). Опытные операторы могли захватом стрелы закрывать коробок со спичками, лежащий на земле.
В годы Холодной войны подобная техника не пригодилась для целей, к которым её готовили, но именно во время ликвидации аварии на ЧАЭС многие ИМРы хорошо зарекомендовали себя в условиях работы с высоким радиационным загрязнением. За время своего пребывания в опасных зонах эти танки набирали так много радиации, что броня сама становилась радиоактивной и дальнейшей дезактивации не поддавалась. Десятки, если не сотни ИМРов среди множества другой техники навсегда нашли свое пристанище на территории могильников в зоне отчуждения.