Чернобыль в 1986 году стал местом скопления уникальных видов техники, которая принимала участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на четвертом энергоблоке станции сопровождалась мощным тепловым взрывом с разрушением многих технических конструкций. А это означало, что для консервации разрушенного реактора сперва необходимо было подготовить плацдарм для работ. Для дальнейшей очистки кровель Чернобыльской АЭС была использована, как и сложная радиоуправляемая инженерная техника так и человеческие ресурсы в виде военнослужащих Советской армии. Но и во время строительства первого саркофага также было применено современное техническое оборудование. Сегодня радиоактивная команда расскажет вам еще одну историю про немца, который сражался на войне против Советского реактора.
При строительстве первого саркофага или как его официально называют объект «укрытие» были использованы разнообразные образцы инженерной военной и гражданской техники. Среди них были: ИМРы (инженерные машины разграждения) о которых мы уже писали ранее, мощные краны Demag и телескопические автомобильные бетонные насосы. Именно о последних и пойдет речь. Телескопические автобетонососы западногерманских фирм Putzmeister и Schwing дали возможность начать бетонирование стен саркофага дистанционно и в короткие сроки организовать весь технологический процесс бетонирования. Такие автобетононасосы предназначены для подачи жидкой бетонной смеси на расстояние. Специальное оборудование в виде крана позволяет подать гибкий рукав в необходимое место укладки бетона. Автобетононасосы имеют возможность производить подачу бетонной смеси до 150 м3/час и подавать её на высоту до 70 метров. Основное отличие автобетононасосов от стационарных заключается в их мобильности. Бетононасосы, применяемые для строительства «саркофага», устанавливались именно на автомобильные шасси грузовых автомобилей. Это дало возможность оперативно начать бетонирование стен саркофага дистанционно и в короткие сроки организовать весь технологический процесс бетонирования. В свою очередь такое техническое решение спасло многих ликвидаторов от лишнего переоблучения, а также дало возможность существенно сократить сроки выполнения работ по возведению стен саркофага.
Изначально первый купол над разрушенным реактором должен был быть полностью герметичным, однако после проведения дозиметрических замеров на площадке ведения предстоящих работ стало ясно, что будущее укрытие будет иметь более упрощенную конструкцию. К примеру, для монтажа северной каскадной стены были использованы металлические армированные блоки. Из таких блоков монтировались элементы будущей опалубки каскадных стен, после чего в эту опалубку подавался бетон. Именно для подачи бетонной смеси на верхние отметки опалубки и были задействованы такие автомобильные ботононасосы.
Блоки для частей будущей опалубки собирались на безопасном расстоянии от разрушенного блока, после чего устанавливались на железнодорожные платформы и доставлялись на место последующего монтажа. Монтаж и заливка каскадных стен происходили поэтапно. Первоначальной задачей стала заливка бетоном первой ступени высотой шесть метров. Это дало начало возведению северной каскадной стены. После затвердевания первого уровня бетона, телескопический бетононасос поднимался на отметку шести метров и продолжал подавать бетонную смесь далее на верх. Аналогично первому ярусу создавался второй, третий и четвертый ярусы общей высотой 41 метр.
Согласно проекту строительства объекта Укрытие, разработанному ВНИПИЭТ, при сооружении «саркофага» потребовалось уложить более 300 тысяч м3 бетона. При этом было смонтировано более 7 тысяч тонн металлоконструкций. Работы были начаты в конце мая 1986 года и окончены в ноябре 1986 года.