Для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и на территории всей зоны отчуждения в первые годы было задействовано достаточно много ресурсов. В частности, для тяжелых работ была задействована и военная техника. Сегодня наша радиоактивная команда подготовила для вас статью в которой расскажет вам про самые популярные образцы военной техники, принимающей участие в ликвидации Чернобыльской катастрофы.
Одним из самых популярных экземпляров военной техники в Чернобыльской зоне была машина химической разведки она же БРДМ. Бронировано-разведывательная машина применялась на территории ЧЗО практически везде, где необходимо было провести замеры уровней радиоактивности и взять пробы почвы для дальнейшего химического и биологического анализа. На борту таких автомобилей установлен специальный дозиметрический прибор с большим диапазоном шкалы измерения, что в свою очередь позволяла технике делать замеры в высоких полях радиации. Помимо мощного дозиметра на борту «Бардака» установлена специальная химическая лаборатория, которая позволяет обнаружить сильные отравляющие вещества. БРДМ был одним из первых железных ликвидаторов, который попал в Чернобыль с первых дней аварии.
Для дезактивации территорий и различных объектов в Зоне повсеместно использовали машины дезактивации. Они назывались АРСы. Авторазливочная станция – это грузовой военный автомобиль на базе ЗИЛа 131 с огромной цистерной вместо кузова. Такие автомобили были оборудованы специальным комплектом брандспойтов и пистолетов с различными сменными насадками в виде щеток, удлинителей и распылителей. При помощи таких дезактиваторов проводили очистку зданий, улиц и техники различными химическими растворами.
Для того чтобы ликвидаторы могли добраться в район работ и не получить лишнего переоблучения по территории Зоны в частности по территории промышленной площадки Чернобыльской атомной станции были задействованы так называемые «экстренные такси». В виде такого такси практически всегда использовали бронетранспортер. БТР -80 имел хорошую проходимость, что позволяло ему легко преодолевать разного рода незначительные препятствия в районе того же разрушенного четвертого блока. За счет бронированного кузова БТРа удавалось снизить дозовые нагрузки на ликвидаторов, но, как и в случаи с БРДМами бронетранспортеры также обшивали дополнительной защитой в виде листового свинца.
На ликвидации последствий аварии также была задействована и уникальная в своем роде военная техника. Необыкновенные инженерные танки для прохода и прокладки путей через городские завалы или сплошные лесные массивы. ИМР – инженерная машина разграждения создавалась в Советском Союзе в годы холодной войны, но нашла свое применение аж на закате советской эпохи в Чернобыльской зоне. ИМР был создан на основе советского танка Т – 55. Но от самого танка этот монстр позаимствовал только ходовую часть. Вес данного инженерного чуда составлял почти 40 тонн. Танк оборудован двумя инструментами для работы, а именно: огромным бульдозерным отвалом и мощной лапой-манипулятором. При проектировке ИМРа инженеры также позаботились о защите экипажа от радиационных и химических пагубных факторов. Данная машина, как и БРДМ и имеют замкнутую систему воздуха, оборудована специальными воздушными фильтрами и имеет полностью герметический корпус. Именно при помощи таких тяжелых монстров проводились самые опасные и грязные работы по территории зоны отчуждения, в том числе и захоронения сел.
В силу того, что все эти образцы военной техники работали практически на износ при этом работы проводились в основном в грязны зонах – транспорт получал колоссальное загрязнение. Как правило, после работы в зоне с высоким загрязнением вся техника просто на просто не поддавалась дезактивации. После неудачных попыток спасти материальное имущество, железных ликвидаторов отправляли на остойники загрязненной техники, после чего их ждал конечный пункт – могильник с последующим захоронением.