В продолжение темы техники, принимавшей участие в ликвидации Чернобыльской катастрофы радиоактивная команда подготовила для вас статью, в которой речь пойдет про еще одну уникальную в своем роде машину. При помощи этого «железного ликвидатора» проводились масштабные работы по дезактивации улиц отселенного города атомщиков.
Практически сразу после эвакуации Припять были приняты меры по спасению города. Ликвидаторы с первых месяцев уже прекрасно понимали, что атомоград не вернется к былой жизни, а гражданское население больше не сможет проживать на этой территории еще очень много лет. Гражданские вряд ли, а вот использовать город Припять для нужд ликвидаторов было вполне реальной возможностью. С Мая 1986 года предпринимались первые попытки проводить дезактивацию улиц и домов по территории города. Для этих задач были задействованы пожарные автомобили и авторазливочные станции (АРСы). Сама же дезактивация проводилась примерно следующим образом. Пожарный автомобиль подъезжал к зданию и при помощи брандспойта с мощной струей воды со специальным раствором солдаты проводили отмывку стен сверху вниз. По понятным причинам вся жидкость вместе с радиоактивными частичками стекала вниз под фундамент здания и далее попадала в почву. Немного позже, в конце Октября 1986 года для массовых работ по дезактивации второй волны были задействованы солдаты. В ручном формате бойцы при помощи лопат снимали верхний слой почвы в котором находились радионуклиды, попавшие туда после дезактивации стен зданий.
При помощи пожарных автомобилей успешно можно было добраться струей до 9-го этажа жилых зданий, но помимо 9-ти этажек в городе Припять находились еще и 16-ти этажные дома. Именно для очистки таких высотных зданий были применены специальные автомобили на базе карьерного самосвала БелАЗ-7548. Изначально такой автомобиль разрабатывался на Белорусском автомобильном заводе и предназначался для транспортирования горной массы на карьерах, где велась добыча полезных ископаемых. В чернобыльской зоне таки виды транспортных средств также нашли свое применение. Модификация карьерного самосвала УМП – 1 на базе БелАЗа-7548 имела огромную цистерну вместо откидного кузова. Объём такого цистерны вмещал в себя примерно 30 тысяч литров раствора для дезактивации. Сверху на кабине автомобиля устанавливался гидромонитор на специальном лафете с электроприводом, что давало возможность управлять им из кабины водителя. Мощное давление воды создавалось стандартной «пожарной» помпой, приводимой в движение подключаемым редуктором.
После первых попыток задействовать подобную технику для дезактивации зданий с высокой этажностью стало ясно, что БелАЗ не годится для таких работ. Ввиду того, что Рабочее давление воды в гидромониторе составляло около 0,7 — 0,9 Мпа, а дальнобойность струи гидромонитора достигала до 70 метров, окна даже на верхних этажах высотных домов просто на просто выбивало напором воды. Тем не менее такие автомобили занимались работами по дезактивации в городе Припять в период с 1986 года и аж до средины 90-х. Основной их задачей была работа по проведению пылеподавления улиц города. С задней части бака были установлены распылители, через которые подавалась специальная смесь, связывающая клейкой субстанцией радиоактивную пыль.
По состоянию на сегодня 4 единицы техники такого образца до сих пор находятся на территории бывшего автотранспортного хозяйства в городе Припять и один экземпляр был захоронен на территории могильника Буряковка.