БРДМ – Машина химической разведки
Во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и по всей территории зоны отчуждения было задействовано огромное количество разнообразного транспорта включая образцы военной техники. Немного ранее мы уже рассказывали вам про некоторые уникальные машины, которое принимали участие в ликвидации катастрофы. В нашей сегодняшней статье речь пойдет еще об одном экземпляре, который часто называют просто «бардак».
В годы Холодной войны на территории Советского Союза велась разработка различного военного транспорта, который имел возможность вести разнообразные работы в боевых условиях включая работу в высоких полях радиации и во время применения химического оружия. В 1962 года Горьковский автомобильный завод впервые выпустил на свет первый опытный образец боевой машины химической разведки, а уже в следующем году ГАЗ начал серийное производство данного автомобиля, получившего название БРДМ.
С самого начала бронированная, разведывательно-дозорная машина создавалась для замены облегченного бронетранспортёра БТР-40 в качестве стандартной лёгкой разведывательной машины с оборудованием связи для нужд армии СССР. Позднее БРДМ превратиться в самую настоящую передвижную, бронированную химическую лабораторию на колесах.
Теперь давайте разберемся что же это за автомобиль такой. Основная задача данного бронеавтомобиля – это разведка. Разведка в разных условиях. Для защиты экипажа от воздействия негативных факторов из вне корпуса «барадка» сделали полностью герметичным. Корпус также является бронированным и может защитить экипаж от попадания мелкими осколками снарядов, мелких мин и пуль. Из вооружения БРДМ мог похвастаться спаренной пулеметной установкой из КПВТ калибром 14,5-мм (крупнокалиберного пулемёта Владимирова танкового) и ПКТ калибром 7,62-мм (пулемет Калашникова танковый).
Несмотря на то, что броня БРДМа считается облегченной вес этого малыша составляет 7,5 тонн. Для того, чтобы обеспечить полноценное движение транспортного средства, на него устанавливался двигатель от автомобиля «Чайка» ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Пяти литровый, V-образный, восьмицилиндровый, двигатель мощностью в 140 лошадиных сил позволял «бардаку» развить скорость до 90 километров в час. Во время устранения последствий чернобыльской катастрофы он получил от ликвидаторов прозвище «летающие зубило». Почему летающее это понятно. Скорость плюс вес. Но вот почему зубило? Все предельно просто. За счет того, что БРДМ имеет клинообразную форму носовой части его часто сравнивали именно с зубилом. Для дополнительной защиты от воздействия ионизирующего облучения на экипаж, «барадаки» зачастую обшивались листовым свинцом. Увеличение массы БРДМа, сказалось на управлении, разгоне и расходе топлива. Тормоза у таких аппаратов моментально сгорали — разогнавшаяся машина могла останавливаться очень долго. Но все-таки защита была хорошей и ради этого иногда стоило жертвовать чем угодно.
На борту БРДМа установлен стационарный дозиметрический прибор с большим диапазоном рабочей шкалы – ИМД-21 Б предназначение которого определять мощность дозы облучения. Также на борту у экипажа, который состоял из 4 человек имелся в наличии переносной военный дозиметр ДП 5-В, полевая химическая лаборатория и бортовой газоанализатор.
При помощи данного аппарата проводилась дозиметрическая разведка местности по всей территории чернобыльской зоны. Этот «железный ликвидатор» побывал в самых опасных местах, таких как район разрушенного четвертого энергоблока, эпицентр «рыжего лиса» и многих других. По состоянию на сегодня множество единиц военной техники включая машину химической разведки покоятся на могильниках в зоне отчуждения.