Товары

Фотография в Чернобыльской зоне отчуждения от Антона Юхименко

Фотосъемка в Чернобыльской Зоне Отчуждения является таким же естественным процессом, как организация движения общественного транспорта в крупном населенном пункте. Фактически любой посетитель Зоны никогда не отказывает себе в удовольствии по фотографировать уникальные постапокалиптические пейзажи оставленной некогда человеком территории. Некоторые гости ЧЗО снимают кадры исключительно для личного архива, кто-то стремится сделать портрет на фоне какого-нибудь запоминающегося объекта, отдельным людям нужны снимки для подготовки репортажей и отчетов, чтобы поделиться своими впечатлениями с окружающими. Также есть еще такой немаловажный аспект, как профессиональная фотосъемка в Зоне Отчуждения. Это не просто пощелкивание кнопкой спуска затвора, это искусство отражения эстетики заброшенной постапокалиптики с последующим эмоциональным донесением для массовой аудитории. Что представляет сегодня собой профессиональная фотосъемка в ЧЗО? Какие методы и приемы используют фотографы при подготовке своих кадров в эих местах? Наконец, что необходимо знать фотолюбителю, которому еще предстоит приехать в Зону? На эти и другие вопросы любезно согласился ответить Антон Юхименкоm0l0ch, руководитель портала «Чернобыльзон«, который имеет многолетний стаж фотосъемки Чернобыльской Зоны Отчуждения.

— Антон, сколько лет Вы уже снимаете Зону Отчуждения?
В Зону первый раз я попал в 2006 году. Тогда я снимал на Canon 350D, это была моя первая цифровая зеркалка. Опыта тогда было мало, и сейчас мне даже стыдно показывать эти снимки широкой публике 🙂

image— Есть ли какие-нибудь сейчас ограничения на фотосъемку в этих местах?

На данный момент действуют ограничения на съемку КПП Чернобыльской зоны и локального периметра ЧАЭС (то есть все то, что находится за колючей проволокой), это системы видеонаблюдения, посты охраны, расположение следовых полос и т.п. Запрещается также снимать сотрудников МВД Украины. Остальные места фотографировать можно без каких-либо ограничений.

— В чем специфика и особенности фотосъемки в Зоне?

— Я бы сказал так: специфика съемки в том, чтобы при выборе интересного и необычного ракурса не провалиться в открытую сточную яму без люка. Это довольно насущная проблема, и мы всегда предупреждаем своих туристов об этой опасности. Поскольку все пытаются сделать необычный кадр, не допустить повторения уже заезженных ракурсов, фотограф буквально изгибается в различных позах и даже при некоторых ситуациях ложится на землю. Это чревато определенными последствиями, такими как возможность испачкать технику и вымазать ее радионуклидами, испачкаться самому, испачкать фотосумку и прочие аксессуры. По правилам зоны все «грязные» предметы подлежат изьятию  и этот человек, безусловно, не пройдет дозиметрический контроль на КПП «Лелев» и «Дитятки».

— Многие фотографы тщательно подходят к вопросу обработки фотографий Зоны Отчуждения: используют всевозможные пресеты, эффекты, фильтры. С другой стороны, есть мнение, что Зону нужно показывать именно такой, какая она есть, без дополнительных красок. Какой метод используете лично Вы?

— Лично я экспериментировал с различными эффектами, когда начинал снимать. Потом пришел к выводу, что большинство эффектов просто портит первозданный вид фотографии, при этом теряется часть ее колорита, а именно этим и особенна Зона отчуждения. Сейчас я использую связку RAW + Lightroom (как обработчик равов), и все что я делаю с фото в Лайтруме, это играюсь с ползунками в зависимости от освещения кадра, цветовой насыщенности и теней. Фотошоп мне нужен чтобы повесить свой копирайт на карточку.  Одно дело — студийная съемка и ретушь фотографии, а другое — Зона отчуждения, когда нужен абсолютно другой подход к съемке.

image — Перейдем к фототехнике. На что Вы снимаете Зону и какие объективы наиболее востребованны у вас лично? Какой объектив, по Вашему мнению, наиболее универсальный для съемки этих мест?

— Сейчас я снимаю на Canon EOS 5D Mark II, чаще всего использую два стекла, это Canon 17-40 F4 L, и Canon 70-200 F4 L IS. Иногда я ставлю Helios 44 через переходник, так как ни один объектив не сможет дать такое потрясающе красивое боке, какое рисует этот советский объектив. Редко использую полтинник (1.8). Очень хорош при съемке 24-105, если нет других стекол. Из пленочных камер у меня есть среднеформатный Arax-60 MLU (тюнингованный вариант Киева-60). Под настроение могу снимать только на пленку.

— Пурпур, сепия или ЧБ – насколько это удачные цветовые оттенки для нынешней Зоны Отчуждения?

— Как я уже отмечал выше, ранее мнеприходилось активно использовать различные оттенки и эффекты. Сейчас я считаю, что наиболее уместно передавать Зону именно  такой, какой она есть. Мы с Вами живем в эпоху цифровой фотографии, а главное — цветной. Используйте чаще цвет, не нужно заострять свое внимание на ЧБ, сепии или ЧБ, так как чаще всего эти эффекты используют для того, чтобы «подтянуть» неудавшееся фото. Конечно, есть и моменты, когда скажем в ЧБ карточка будет смотреться лучше, нежели в цвете, особенно в портретной съемке.

— Инфракрасный светофильтр не использовали? В последнее время фотографы любят применять этот эффект в своих работах.

— К сожалению, так ни разу и не удалось использовать IR-фильтры в своей работе. Надеюсь, что в скором времени мне удастся все-таки посмотреть на зону через инфракрасный диапазон.

— Граффити в городе, равно как и постановочные предметы (те же куклы в детских садиках в специальной позе и ракурсе) – это хорошо или плохо?

— Очень сложный вопрос. Ответ на него тоже будет неоднозначный. Скажу сразу, что я не являюсь приверженцем оставлять всякие надписи или рисунки в Городе, расставлять предметы для удачного кадра, но некоторые куклы в определенных местах и позициях вызовут у зрителя больше эмоций, нежели чем бы она лежала спрятанной в каком-то углу детского сада. Тоже касается и граффити, некоторые из них очень символичны и уже являются неотъемлемыми атрибутами Припяти, а некоторые не представляют никакого интереса и артовой нагрузки. В любом случае, акты жесткого проявления вандализма должны пресекаться.

image— В Зону отчуждения приезжает сегодня много посетителей с зеркальными фотоаппаратами и почти все из них делают фотографии этих мест. Как отличить фотографа любителя от фотографа профессионала?

— Скажу сразу, что снять шедевр можно даже на самую простую камеру. Один плюс хороших зеркалок — это более широкий диапазон передачи цветов и возможность съемки в RAW. Т.к. именно RAW и дает возможность «игры» с кадром, по-сути это цифровой пленочной негатив. Еще лучше, если ваша камера оснащена полнокадровым датчиком (аналог размера пленки 35-мм камеры), т.к. качество снимков возрастает в сотни раз. Отличить любителя от профессионала можно по многим параметрам результатов съемки. Это и ракурс, и сюжет снимка, насыщенность, цвет, т.к. из-за правильного выбора настроек камеры фотографии могут разительно отличаться друг от друга. Лично я себя отношу к любителям, потому что вижу много недочетов в своих работах, но стараюсь конечно совершенствовать свои навыки.

— Самокритично. Допустим, в Вашей группе туристов есть человек с фотоаппаратом, осветительными приборами, дополнительными объективами и штативом. Очевидно, что ему очень много нужно времени, чтобы сделать действительно хороший кадр, однако это будет сильно тормозить передвижение группы. Как решаете проблему в таком случае?

— В таком случае мы, конечно же, несколько ограничиваем творческие «потуги» такого человека. Дело в том, что в рамках групповых поездок мы не можем предусмотреть выделение большего отрезка времени какому-то одному «избранному» туристу. У всех туристов в наших группах равные права, и мы всегда просим взаимного уважения друг к другу. Другой случай — индивидуальные поездки. Тут уже все время выделяется одному человеку, или скажем группе фотографов, так как поездка собирается исключительно под них. По своему многолетнему опыту скажу, что снять хороший кадр и проникнутся атмосферой ЧЗО можно только самому лично, без группы.

— В чем секрет подготовки успешного кадра Зоны Отчуждения?

— В удаче и настроении фотографа. В качестве примера можно взять какой-нибудь один осенний день в Зоне. Когда будет лить дождь, осенние краски и уникальная цветовая палитра с преобладающим желтым оттенком никогда не проявят себя в полной мере, а такой кадр получится крайне депрессивным. Другое дело — когда небо будет синим, с ярким солнцем, тогда кадр получится более насыщенным. Все знают, что основа фотографии — это свет. Нет света — нет хорошего снимка. Это и есть удача — попасть в удачное погодное время. От настроения зависит тоже многое. Если фотограф пребывает в удручающем состоянии, это обязательно отразится на общем настроении его снимка. К процессу съемки нужно подходить ответственно, если конечно отснятый материал захочется показать широкой публике, готовить себя и настраивать на позитивную волну.

image— Какая пора года является наиболее атмосферной для фотосъемки?

— Безусловно, это осень. Конечно, красоту ЧЗО можно отразить в любой поре года, но только осень в Зоне воспринимается как-то особенно, ведь это уникальное соединение красок: игры света и теней, особенного только для осенней погоды. Лично я всегда жду осень, выделяю свои финансы и еду в Зону без группы, чтобы успеть передать еще те моменты ЧЗО, которые у меня остались не реализованы.

— Есть ли у Вас любимые ракурсы или места для съемки в Припяти?

— Конечно есть. Их можно обнаружить по моим снимкам. Я стараюсь доводить все до более или менее адекватного состояния по своим меркам, потому некоторые кадры я переснимаю для  лучшего отражения эмоциональной нагрузки определенных мест в Зоне Отчуждения.

— Вам нравится использовать фишай-объективы в Зоне?

— Очень редко. «Рыбий глаз» очень специфичен, и его постоянное использование нежелательно. Можно сделать отдельную серию с применением этого стекла и остановиться на этом. Можно переснять такой объект как «Дуга-1», скажем, для более лучшего отражения масштабов стройки этого огромного военного объекта. Но постоянное использование этого стекла узко ограничивает возможности фотографа.

— Не секрет, что ЗГРЛС «Дуга» является очень массивным объектом и фотографы всякий раз мучаются, чтобы выбрать наиболее оптимальный ракурс для фотосъемки, так как полностью  она в объектив не влезает. С какой точки наиболее удобно снимать «Дугу»?

— Зависит от того, что именно фотограф хочет передать снимком. «Дуга» интересна и проекциями своих конструкций, и панорамой, которую лучше снимать из подлеска в 50 метров от подножия объекта. Лучшие снимки, конечно же, достигаются с помощью широкоугольных объективов.

imageНе раскроете секрет, что нужно сделать, чтобы получить красивый снимок НБК и ЧАЭС в ночное время с «моста смерти»?

— (смеется) Приехать в нашу двухдневку в ноябре или декабре. Позднее время заезда в гостиницу позволяет до последнего разрешенного времени пребывания в Припяти заснять ЧАЭС с уникальной подсветкой. Темнеет рано и, пожалуй, это единственная пора года когда можно снять вечернюю ЧАЭС в рамках легального тура.

— Вы себя считаете фотографом или фотохудожником?

— Я считаю себя любителем… Звание фотографа в полном смысле этого слова — действительно почетное и я считаю, что тут необходимы определенные навыки. Фотохудожником быть мне не дано, в виду отсутствия времени на это. Тут уже приходится выбирать, либо заниматься организацией туров в Чернобыльскую Зону Отчуждения, либо полностью отдавать себя фотографии.

— Есть ли помимо Вас еще профессиональные фотографы Зоны Отчуждения? Кого бы Вы хотели выделить из своих коллег?

— (смеется) Вы упорно называете меня профессионалом, но это не совсем так. Хотелось бы выделить фотографии Michael Forster Rothbart, Александра Купного (в прошлом дозразведчика ОУ «Укрытие»), Игоря Костина, как одного из первых пяти фотографов побывавших в первые дни после аварии возле 4-го энергоблока. Потому что, когда сравниваешь смысловую нагрузку работ этих фотографов, поневоле думаешь, что все твои кадры — это обыкновенная мелкая пылинка в огромном мире Чернобыльской фотографии.

— Есть ли сегодня коммерческий спрос на фотографии Зоны Отчуждения? Обращались ли к Вам аниматоры, 3-Дэшники или иные заинтересованные в приобретении снимков из Зоны?

— Да, случаи обращений были. Но до продажи снимков компаниям не доходило. Единственное, что я постоянно встречаю — это незаконное использование моих снимков на десятках сайтах в оформлении элементов дизайна, в галереях или просто на страницах людей.

image— В 2009 и в 2011 году в Москве проходили фотовыставки «Хотим, чтобы помнили», где были представлены фотоработы из Зоны. Планируется ли что-нибудь подобное в ближайшем будущем?

— В ближайшем будущем планируются масштабные мероприятия по случаю 30-й годовщины аварии на ЧАЭС. Вполне возможна и организация фотовыставок с привлечением знакомых фотографов. В любом случае мы оповестим общественность необходимой  информацией, как только у нас будет понимание относительно общих организационных моментов.

— Насколько мне известно, в свое время на «Чернобыльзон» существовала опция принятия заявок на съемку квартир бывших жителей Припяти. Обращаются ли сегодня припятчане за снимками своих квартир?

— Такая опция есть, но реализована она сейчас через проект addyour.name (Адресная книга Припяти с подробной онлайн-картой города). Лично я не занимаюсь обработкой таких заявок ввиду большой загруженности проектом Chernobyl Zone.

— Ну и напоследок, поделитесь, пожалуйста, Вашими наиболее успешными и любимыми снимками из Зоны
— Я очень критично отношусь к своим снимкам. Бывает даже, что, порой, отснимешь 1000 кадров за  один выезд в Зону, а действительно достойного снимка получить не удалось. Из тех работ, которые мне не стыдно показать моим друзьям и всем интересующимся, я бы выделил следующие: